вторник, 18 декабря 2018 г.

Коррекция и профилактика нарушения осанки у дошкольников


Коррекция и профилактика нарушения осанки у дошкольников

Нарушение осанки чаще возникает у детей в возрасте от 5 до 16 лет. Слабые мышцы спины и живота, выступающие лопатки ("крыловидные лопатки")– все это признаки нарушения осанки. Одной  из главных причин является неправильная поза во время сидения и ходьбы. Поэтому возникает неравномерная нагрузка на позвоночник, утомляются и ослабевают мышцы.
В возрасте до трёх лет  необходимо сформировать у ребёнка правильный навык ходьбы и стояния. Во время прогулки нельзя вести малыша за одну и ту же руку, так как это ставит плечевой пояс в косое положение и приводит к искривлению позвоночника. Необходимо чтобы ребёнок был свободен в своих передвижениях, бегает, лазает, прыгает, преодолевает различные препятствия, таким образом формируются и совершенствуются различные двигательные навыки, развивается координация движений и чувство равновесия.
В дошкольном возрасте стоит научить ребёнка плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, а зимой ходить на лыжах или кататься на коньках.
Необходимо установить ребёнку дома шведскую стенку или лесенку, перекладину или кольца, можно оборудовать настоящий спортивный уголок, только не забудьте положить на пол поролоновый мат или что-нибудь упругое, чтобы избежать травм.
Дети дошкольного возраста быстро растут и развиваются поэтому надо очень внимательно следить, как ребёнок стоит, ходит, сидит, в какой позе спит, так как неправильные позы приводят к нарушению осанки. Стоять нужно прямо, но свободно, тяжесть тела должна равномерно распределяться на обе ноги, при манере отставлять ногу в сторону формируется косое положение таза и асимметрия позвоночника. При ходьбе необходимо учить ребёнка ставить стопы параллельно и удерживать вертикальную ось тела, разворот стоп носками внутрь или наружу нарушает походку и способствует плоскостопию.
Поза сидя имеет большое значение для будущих школьников, необходимо заранее воспитать устойчивую привычку сидеть правильно. Важно, чтобы ребёнок сидел прямо, не сгибая туловище, голова может быть слегка наклонена вперёд, ноги упираются в пол всей стопой и согнуты в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спина должна опираться на спинку стула или кресла, а бёдра лежать на двух третях сиденья, нельзя допускать, чтобы ребёнок сидел, положив одну ногу на другую, или убирал ноги под сиденье, так как под коленями проходят крупные кровеносные сосуды и в таких позах они пережимаются, а также нарушается положение позвоночника, развивается асимметрия осанки. Поза, сидя за столом должна обеспечить максимально возможную опору для мышц спины и симметричное положение туловища, плечевого пояса и рук. Руки при чтении можно удерживать тремя способами: локти равномерно положены на стол, кисти поддерживают книгу в наклонном положении; локти опираются на стол, предплечья подняты, кисти рук поддерживают подбородок; локти лежат на столе, предплечья сложены перед грудью.
Важна и поза во время сна, позвоночник должен хорошо отдохнуть за ночь. Позвоночник должен опираться во всех частях и лежать прямо не провисая, если ребёнок спит на боку, или сохраняет все физиологические изгибы в положении лёжа на спине. Спать лучше на полужёсткой опоре, на упругом матраце, необходимо учитывать массу тела ребенка и толщину постели, для полного, тяжёлого ребёнка подходит жёсткий матрац, худенькому- помягче. Подушка, она должна быть небольшой и упругой, в положении лёжа на спине для большего расслабления шейного отдела позвоночника следует уголки подушки поместить над плечами с обеих сторон, во время сна на боку положите подушку так, чтобы её нижний край заполнял пространство между подбородком и плечом.
Правильно подобранная мебель для дошкольника, условия, в которых растёт ребёнок, свет, свежий воздух, оказывают большое влияние на формирование его здоровья. Очень важно, как организовано рабочее место дошкольника. Главное, чтобы мебель соответствовала росту ребёнка. Высота стула должна быть равной длине его голени, то есть сидя ребёнок свободно ставит ноги на пол полной стопой, и ноги при этом согнуты во всех суставах под прямым углом. Спинка стула должна иметь выпуклость на уровне поясницы, глубина сиденья не должна превышать три четверти длины бёдер, сиденье не должно быть слишком мягким, под столом должно быть достаточно свободного места, чтобы поставить ноги. Расстояние от глаз сидящего ребёнка до поверхности стола должно быть 30 сантиметров, между грудью и столом расстояние 2 сантиметра (ладонь проходит ребром).
Правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность вашего ребёнка - основа профилактики нарушений осанки.

Инструктор по физической культуре
Курчавова А.Г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий