четверг, 6 февраля 2020 г.

Формирование предпосылок УУД у дошкольников на занятиях физической культуры


Формирование предпосылок УУД у дошкольников
 на занятиях физической культуры

Занятие состоит из трех частей. Формирование предпосылок УУД возможно в каждой части занятия.
Занятия по ФК травмоопасны, поэтому необходимо дать информацию о правилах поведения в спортивном зале. Перед изучением нового упражнения проговаривать правила техники безопасности, а также четко их соблюдать. При повторении и закреплении упражнения, дошкольник самостоятельно проговаривает правила, закрепляя знания о ТБ, приобретая познавательные УУД, а это знания правил техники безопасности, а также знания последствий при их несоблюдении. Соблюдение и применение правил ТБ – это умение сохранять заданную цель на протяжении всего занятия, которое формирует предпосылки регулятивных УУД.
В первой (вводной) части занятия посредством построения в шеренгу, равнения, приветствия, сообщения темы и цели занятия, выполнение ходьбы и бега в разных направлениях формируются в первую очередь регулятивные УУД, а именно настрой на рабочую деятельность, дисциплинированность, умение  не только технически правильно выполнять двигательные действия, но и умение выполнять действие синхронно в строю (колонне, шеренге), а также умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение сохранять заданную цель, развитие способности смыслового восприятия новых понятий по теме занятия, осуществление анализа полученного материала.
Формируются коммуникативные УУД: умения устанавливать рабочие отношения, умение слышать взрослого, формирование навыка учебного сотрудничества.
Познавательные УУД – это умение ориентироваться в пространстве, в схеме собственного тела (от себя, на себя; соотнесение объектов с частями тела: вверху-где голова, внизу – где ноги); знание направлений («змейкой», через центр, по диагонали), передвижения по указателям (кубики, кегли).
При проведении ОРУ без предметов и с предметами проговариваю правила выполнения, тем самым формируя познавательные знания (умение ориентироваться в схеме тела), также формируя регулятивные УУД - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель.
В младшем дошкольном возрасте провожу ОРУ под стихотворное сопровождение, что помогает организовать мыслительную деятельность, способствуют развитию координации движений, тренировки памяти.
В старшем дошкольном возрасте ОРУ проводит обучающийся под руководством инструктора, используя прием проговаривания упражнений, например обучающийся проговаривает само упражнение и только потом приступает к выполнению, при этом контролирует свои действия, реже допускает ошибки формируя регулятивные УУД.
Для формирования коммуникативных УУД применяю ОРУ в парах, в которых требуется согласовывать свои двигательные действия, с действиями других детей – умение сохранять доброжелательные отношения друг к другу; умение устанавливать рабочие отношения, умение слышать друг друга и взрослого, формирование навыка учебного сотрудничества.
При выполнении упражнений применяю музыкальное сопровождение, которое содействует оптимизации занятия и наиболее эффективному решению его основных задач. Формируя регулятивные УУД: дети усваивают ритм движения, темп их выполнения, согласованность движений по тексту.  Характер музыки, соответствует характеру движения. Использование музыкального сопровождения помогает в возможности не прерывая упражнения оказывать индивидуальную помощь обучающимся, а так же применить личную оценку.
По ходу выполнения упражнения даю личную оценку отдельным детям, внося необходимые изменения. Она содержит краткие замечания, не фиксируя результат всей группы. Данная оценка помогает осмысливать движение, понять ошибки и затем повторять движение правильно, а также умение адекватно понимать оценку взрослого формируя регулятивные УУД.
Вторая часть занятия состоит из основных видов движений (ОВД).
ОВД предлагаю детям выполнить в виде игровых упражнений, например:
Равновесие (ходьба по гимнастической скамейке навстречу друг
другу — на середине разойтись таким образом, чтобы сохранить равновесие и не упасть со скамейки) через и
гровое упражнение «На мосту».
Цель задания: учить уступать друг другу, сопереживать товарищу.
Перед началом игры создается воображаемая проблемная ситуация.
Предлагаю представить, что они находятся по разные стороны реки, но им нужно обязательно перейти на другую сторону. Через реку перекинут мост (гимнастическая скамейка 30-40 см шириной, символизирующая мост). По мосту могут идти только два человека с разных сторон (иначе мост перевернется).
В ходе этого упражнения формируются следующие УУД:
Личностные - умение уступать друг другу, сопереживать товарищу.
Регулятивные – умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, соблюдение техники безопасности.
Коммуникативные – эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Формируя познавательные УУД ввела в практику своей работы, выявление областей практического применения полученных знаний в повседневной жизни. Например, при изучении прыжков, бега и метания, мои дошкольники знают, что эти упражнения используются в легкой атлетике.
Выполняя упражнения на равновесие (ходьба по шнуру приставляя носок пятке, ходьба по канату) воображаем себя – канатоходцами, выступающими в цирке.
В младшем дошкольном возрасте ОВД провожу в виде игровых упражнений изображая животных и птиц, рассказывая о повадках и месте их обитания, формируя познавательные УУД. При выполнении ОВД дошкольник проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей формируя регулятивные УУД.
 Например: прыжки с продвижением вперед прыгаем «как зайчики», прямой галоп – скачем «как лошадки», ходьба по доске положенной на пол – «бегемот», прыжки на одной ноге - «раненые птички».
При выполнении ОВД также необходима личная оценка обучающегося.
Оцениваю правильность выполнения действий, как по ходу выполнения в течение занятия, так и сразу после выполнения задания.
Оценка имеет положительный характер и выражает уверенность в том, что в дальнейшем, при проявлении волевых качеств, действие будет выполнено правильно.
Неконкретная положительная оценка создает хорошее настроение у ребенка, но мало помогает в устранении ошибок.
Отрицательная оценка приводит к нарушению требований, становясь нормой. Это не улучшает выполнение действия и приносит неуверенность и разочарование в себе дошкольника.
На занятиях по ФК присутствует малая речевая активность, за исключением считалок и речевок, поэтому необходимо применение рефлексивной оценки, для формирования коммуникативных УУД.
Пример рефлексивной оценки.
ОВД: разучить технику прыжка в длину с места. Объясняю и показываю технику прыжка, затем дети выполняют прыжок, после чего задаю вопрос обучающемуся: «Как ты думаешь, правильно ли ты выполнил прыжок?». Ребенок отвечает: «Нет, не правильно». Вопрос: «Как ты думаешь почему? На каком этапе выполнения ты ошибся?». Ребенок отвечает: «Я сделал заступ, прыгнул два раза т.д.».  Задавая наводящие вопросы, ребенок сам должен найти ошибку и исправить ее, выполнив правильно упражнение.
Таким образом даю не личностную, а рефлексивную оценку.
Данная оценка помогает осмысливать движение, понять ошибки и затем повторять движение правильно, формируя регулятивные УУД. Формируются личностные УУД - умение преодолевать застенчивость и робость; формирование честности, целеустремленности, умение осознавать свои возможности, формирование адекватной самооценки.
Для совершенствования и закрепления физических качеств я использую задание в прохождении полосы препятствий. Формируя регулятивные УУД: дошкольники руководствуясь полученными знаниями, соблюдают технику упражнения, правила безопасности, самостроховку, формируют навык ориентировки в пространстве.
На формирование коммуникативных предпосылок УУД  предлагаю детям самостоятельно организовать полосу препятствий, опираясь на полученный опыт и знания, договариваясь о распределении функций и ролей в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество.
В основную часть занятия включены подвижные игры, это ведущий вид деятельности дошкольников.
В занятия включены подвижные игры в соответствии с проектом нашего учреждения «Научи меня играть», где представлены народные и дворовые игры, а также с проектом по ранней профориентации.  
В своей работе использую сюжетные и бессюжетные игры.
Основной компонент игры – правила.  Во время игры объясняю правила, показываю детям правила выполнения задания, формируя у обучающихся умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей и работать по инструкции взрослого, формируя регулятивные УУД.
Также формируются познавательные УУД - ориентировка в пространстве, через обозначение места игры (в кругу, на одной площадке зала), места ведущего игрока, границ поля.
В ходе игры сама выполняю ответственную роль, направляю ход игры, эмоционально настраиваю детей: подбадриваю, убеждаю в собственных возможностях, успокаиваю, заинтересовываю, показываю своим примером в ходе игры как надо взаимодействовать внутри своей группы и командой противника.
Для развития коммуникативных навыков, в подвижных играх применяю невербальные (хлопки, свист, жесты, удары в бубен) и вербальные средства общения (стихи). При повторении стихов у детей расширяется словарный запас, а следственно и активный словарь, идёт обмен между детьми и взрослым, т.к. дети должны вовремя вступать, дружно говорить после определённых слов инструктора.
Пример невербальной игры для развития коммуникативных навыков: «Дедушка-Мазай», «Бабушка Маланья», «Колпак мой треугольный».
При выборе игры учитываю пожелание детей. Даю возможность выбрать самостоятельно игру и распределить роли, тем самым формируя все предпосылки УУД.
Как во время игры, так и после ее завершения использую рефлексивную оценку: личную и коллективную оценку обучающихся.
Также неотъемлемой частью по формированию предпосылок УУД являются физкультурные досуги, праздники, недели здоровья, проведение зимних и летних олимпиад. Участие в сдаче норм ГТО, городских мероприятий «Лыжня России», «Кросс Наций», «Хорош в строю, силен в бою».
При проведении мероприятий использую командные игры, игры-эстафеты. Таким образом решая ряд задач: закрепление и совершенствование навыков основных движений; развитие ориентировки в пространстве; воспитание смелости, решительности, организованности, дисциплинированности. Формирование таких свойств как ловкость, точность, быстрота, координация.
Соревновательный момент усиливает интерес детей к играм, способствует их вниманию, позволяет повышать двигательную, эмоциональную и творческую активность детей. Таким образом, в каждой игре происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств детей.
Участвуя в играх, дети усваивают нормы взаимоотношений в коллективе, учатся справедливо оценивать действия товарищей, добиваться победы в соревнованиях, преодолевать собственную робость, выполнять преодолеваемые требования, формируя личностные и коммуникативные УУД.
Обучающиеся с большим удовольствием принимают участие в играх, выполняют задания, переживают, и, стремятся к победе. Чаще всего при подведении итогов педагог произносит«Победила дружба!», но дети хотят услышать совсем другое.
Поэтому в конце мероприятия организую рефлексивную командную самооценку.
Предлагаю командам ответить на следующие вопросы:
- Что такое команда? Какими качествами должна обладать команда?
- Подумайте и скажите, удалось ли Вашей команде сегодня добиться успеха?
- Над чем еще нужно вам поработать, чтобы уверенно заявить«Мы – самая лучшая команда!»?
В заключении хочу сказать, что уделяя пристальное внимание на занятиях по ФК формированию предпосылок УУД на дошкольном уровне, наши дети готовы перейти к начальному образованию.

1 комментарий: